Итоги деятельности
За 2017 – 2018 гг. Часть 1.
Украина, Запорожье
2018
Слово директора
Вот прошел и еще один год существования Центра «Флоренс». И летом мы подводим итоги. Почему летом? Потому, что наша жизнь размерена как школьная – от августа до июня. Что же удалось сделать за этот год?
Год, как всегда, был очень насыщенный. Работали все десять программ и проекты, все намеченные цели и задачи были выполнены. Главное событие года – 10 лет как в рамках Центра «Флоренс» существует программа «Кенгуру». С юбилеем нас приехал поздравить наш немецкий руководитель д-р Дитер Даммеринг. В качестве подарка мы получили новые музыкальные инструменты для занятий с детьми и еще одного специалиста – перед нами была поставлена задача расширения программы «Кенгуру». Надеемся в сентябре увидеть новых воспитанников.
Не менее значительным стал ежегодный концерт «Світ великих сердець» Растет количество участников концерта и зрителей. Поражает профессионализм детей как обычных, так и с особыми потребностями. И уже сделаны первые шаги интеграции детей в совместном номере художественной самодеятельности.
В этом году значительно увеличилось количество людей, которые получили разнообразные услуги в нашей организации или с которыми мы просто познакомились через реализацию различных программ и проектов. Не ошибусь, если скажу, что до тысячи людей прошли через наш Центр. Это были разные категории населения: дети, подростки, люди преклонного возраста. Многие студенты прошли практику у нас. Количество людей и обратная связь дают нам надежду думать, что в нашей работе нуждаются.
Неожиданно большой резонанс в обществе получила программа «Я – красивая!» для женщин пожилого возраста. Никогда к нам не обращалось столько отдельных лиц, семей и различных организаций. Нам приятно, что через социальные сети участницы проекта оповестили своих друзей и родных о проекте в Северную Америку, Европу и даже Австралию!
Программы в школе дали возможность лучше узнать о проблемах детей и подростков, подружиться со школьниками и педагогическими коллективами школ. Это было настоящее сотрудничество и взаимодействие!
Большим открытием стало продвижение программ медиации в двух школах. Подростки совместно с координаторами помогли сверстникам решать конфликтные ситуации. Для нашей страны, которая, по-прежнему, находится в состоянии напряжения, вопросы разрешения конфликтов на каком бы то ни было уровне – большое достижение.
Как всегда, низкий поклон всем сотрудникам Центра Флоренс за вдохновение, профессионализм и любовь к профессии и людям.
Ничего этого не могло бы произойти если бы не поддержка меннонитских организаций, которые поверили нам и поддержали, что дало возможность реализовывать все наши программы. Наши основные грантодатели – Communitas, CUAD, FOMCU, Mennonite Benevolent Society и др.
Директор Л.А. Романенкова
Проект «Школьная медиация»
В этом году мы работали над созданием центров разрешения конфликтов в двух школах города Запорожья.
Наши сотрудники провели два четырехдневных тренинга для 30 школьников, учащихся 9-11 классов, которые прошли предварительный отбор. Во время занятий ребята не только узнали, что такое конфликт, какие существуют подходы к решению конфликтных ситуаций, но и готовились к самостоятельной организации школьной службы разрешения конфликтов. Ребята больше узнавали друг друга, учились налаживать взаимоотношения в группе.
Результатом тренингов стало создание двух центров разрешения конфликтов: «Феникс» и «Эридан».
За год силами медиаторов и координаторов служб удалось провести 27 медиаций для школьников и 2 медиации для разрешения конфликтов между медиаторами. Также медиатор одной из школ провела более 7 медиаций для друзей и знакомых вне школы. Всего в процедурах медиации приняло участие более 50 человек (некоторые школьники обращались повторно для решения разных проблем).
Ежемесячно проводились заседания медиаторов, на которых ребята актуализировали знания по вопросам решения конфликтов и их предотвращения, разрабатывали занятия и презентации для школьников, делились опытом проведения медиаций и пр. Всего за год состоялась 51 встреча в двух школах.
С целью рекламы работы и поддержания позитивного имиджа служб разрешения конфликтов медиаторы провели 43 презентации. На встречах присутствовало 730 учащихся и 65 педагогов.
С большим удовольствием медиаторы участвовали в разработке и дальнейшем проведении профилактических занятий для школьников на такие темы, как: «Конфликт. Типы поведения в конфликте», «Стратегии решения конфликтных ситуаций», «Способы эффективного общения». Всего было проведено 55 занятий для 839 школьников.
С целью представления результатов деятельности медиаторов, координаторы служб регулярно выступали на педагогических советах школ (присутствовало более 70 учителей). Также координаторы разными способами оповещали родителей о том, что их дети могут научиться решать конфликты мирным путем: это и выступление координаторов на общешкольных родительских собраниях, и предоставление небольших отчетов для проведения родительских собраний классными руководителями, и вклеивание информации о деятельности службы в дневники учащихся. Всего было охвачено более 1350 родителей.
Для обмена опытом и планирования деятельности школьных служб разрешения конфликтов Центр «Флоренс» регулярно проводил консультативные встречи для координаторов. Каждый раз наши сотрудники видели энергию, энтузиазм и желание продолжать работу. Координаторы открыты к новым методам и формам работы. Хотят привлекать новых школьников с целью обучения медиации. Оба координатора с радостью делились полученным опытом, радовались успехам своих ребят. Также они отметили, что не ожидали подобного позитивного результата. Их медиаторы стали настоящими дружными командами! У них «горят глаза», ребята хотят заниматься не только медиациями и проведением профилактических занятий, но и организацией общешкольных мероприятий, направленных на формирование толерантности и позитивного отношения к окружающим.
Практически все медиаторы показали высокую социальную активность. За год при участии медиаторов было организовано и проведено несколько общешкольных социальных акций направленных на профилактику насилия, установление новых социальных связей, повышение роли семьи в жизни каждого школьника и пр. Также медиаторы одной из служб выступили в роли волонтеров на нашем интегративном концерте «Світ великих сердець».
Помимо этого, по инициативе медиаторов состоялось две совместные встречи участников двух школьных служб разрешения конфликтов. На них ребята обменивались полученным опытом и делились новыми идеями.
В целом стоит отметить, что данный проект оказался очень нужным и полезным в школьной жизни. Классные руководители стали замечать, что взаимодействие между школьниками изменилось, они стараются применить полученные знания на практике и решать конфликты мирным, не агрессивным путем. И для самих медиаторов работа в школьной службе принесла положительные моменты: многие повысили самооценку, избавились от страха публичных выступлений, а также часть медиаторов смогла определиться с выбором будущей профессии.
«После тренинга я почувствовал, что я не такой как все. Я имею что-то большее в своей голове!»
«Служба разрешения конфликтов – это как глоток свежего воздуха. Что-то новое появилось в школе».
«Я вчера с мамой чуть не поругалась. В другой раз все обязательно закончилось бы скандалом, а так я применила техники «Я - высказывание» и перефразирование, и мы смогли просто поговорить».
«Мои друзья больше не дерутся. Я рассказал им как можно по-другому решать конфликты».
Проект «Территория Z»
В этом году Центр «Флоренс» начал новый цикл занятий по данному проекту для трех школ города Запорожья. Это те же 9 классов, с которыми Центр начал сотрудничество в прошлом году.
В этом году работа велась с психосоциальной составляющей здоровья, поэтому занятия проходили в форме тренинга. Ребята узнавали себя, других и учились устанавливать позитивные взаимоотношения в коллективе.
За время проведения занятий со школьниками 8, 9, и 10 классов тренеры Центра «Флоренс» отметили высокую значимость и необходимость проведения подобных мероприятий. Это связано прежде всего с тем, что во время учебной деятельности у школьников не хватает времени для неофициального, непринужденного общения всем классным коллективом. Большинство учеников отмечали, что во время тренингов они имели возможность узнать много новой и интересной информации о своих одноклассниках. Те, кто делился личной информацией с другими, говорили о том, что если бы не созданные условия (уютные и доверительные), то они ни за что не рассказали бы и трети о себе. Также такому поведению способствовали правила, которые принимались в каждой группе в начале занятий и за соблюдением которых неустанно следил каждый тренер.
Не всем школьникам было легко говорить о себе в присутствии одноклассников. Многим очень тяжело дались упражнения, где нужно было написать свои хорошие качества. Ребятам гораздо проще было выставить себя в негативном свете. Но благодаря поддержке друг друга все успешно смогли справиться с заданиями.
На последнем занятии во всех группах каждому ребенку было предложено заполнить итоговую анкету участника тренинга. Некоторые отметили, что было очень весело и познавательно. Им удалось узнать больше об одноклассниках, побывать в разных ролях и просто интересно провести время. Другие дети писали, что им не понравилось, так как было мало развлекательных игр. Так же были ученики, которые отметили, что тренинги им не нужны, так как ничего нового на них они для себя не узнали.
После завершения занятий со школьниками сотрудники провели интервью со всеми классными руководителями классов-участников проекта «Территория Z». Все сказали о большой необходимости проведения подобных занятий, отметили положительную динамику в поведении детей и дали некоторые очень важные рекомендации на будущее.
Всего состоялось 10 занятий для каждой группы. Тренинг предусматривает ограничение количества участников группы до 16 человек. Поэтому каждый класс был разделен пополам и занятия проходило с каждой группой отдельно.
Всего тренерами ЗООО «Флоренс» было проведено 159 занятий - по 3 класса в 3 школах города Запорожье. В двух 10 классах количество учащихся (до 20) не позволяло делить класс пополам, поэтому тренер работал со всеми учениками одновременно.
Количество учащихся, прошедших занятия - примерно 220 человек.
Для учителей были проведены лекционно-практические занятия по профессиональному выгоранию, по половому воспитанию школьников и по вопросу влияния внешнего вида учителя на его отношения с учениками, а также тренинговые занятия на коммуникацию и разрешение конфликтов.
В одной из школ было проведено практическое занятие в форме викторины с целью ознакомления учителей с зарубежным опытом полового воспитания детей. В качестве примеров использовались английские и американские тестовые задания. Ряд вопросов, по мнению учителей, невозможно задать нашим детям, так как они достаточно откровенные.
В виду очень большой загруженности педагогов в учебное время, встречи происходили во время школьных каникул.
Всего состоялось 9 встреч, на которых присутствовали 67 педагогов.
Работа с родителями включала в себя знакомство с ходом тренинговых занятий и освещение вопросов, связанных с половым воспитанием подростков.
По обращению классных руководителей двух 6 классов одной из школ были дополнительно проведены родительские собрания по вопросам психических особенностей подросткового возраста.
Для родителей состоялось 6 встреч (60 человек).
В контексте сотрудничества всем школам-участницам были подарены книги с тренинговыми занятиями: классным руководителям (всего 9 классов) и каждой школьной библиотеке. Как мы узнали позже, психолог одной из школ сразу же стала активно использовать материалы из подаренных книг – провела несколько занятий для школьников младшей и средней школы.
«Такие лекции нужны, потому что не все учителя знают, как правильно одеваться в школу.»
«Мне запомнилось упражнение, когда мы распутывали руки. Было сложно, но интересно».
«Я узнала спокойные формы ответов в споре».
«Я все 10 классов думала, что наш класс не умеет работать дружно. А сегодня вдруг увидела, что умеем. Да еще и так легко!
Это так здорово!»
«Мне занятия помогли поднять самооценку. И оказалось, что в классе ко мне относятся гораздо лучше, чем я думала.»
Участие в семинарах, конференциях
Весь прошедший год сотрудники Центра «Флоренс» активно участвовали в конференциях и проводили обучающие семинары с целью обмена опытом.
В этом году наши специалисты посетили семинар Городской службы социальной помощи по инновационным формам работы с пожилыми людьми. Для участников были организованы мастер-классы по танцам и рисованию.
Уже традиционно сотрудники Центра «Флоренс» побывали на обучающем семинаре и двухдневном саммите наших партнеров – Меннонитского центрального комитета. На встречах присутствовали представители 15 различных неправительственных организаций со всей Украины, которые реализуют социальные программы по всем направлениям, возрастам и проблемам в сфере образования, здравоохранения и миротворчества. Это работа с ВИЧ-инфицированными, временно перемещенными лицами, детьми-инвалидами, группами риска и др. Такие семинары дают возможность как можно больше узнать о деятельности других организаций и искать пути совместного проведения проектов.
Также в прошедшем году специалисты Центра «Флоренс» приняли участие в конференции «Досвід та перспективи розвитку інклюзивної освіти в Україні: регіональний аспект». Направление курирует Марина Порошенко. На встрече рассматривались вопросы интеграции детей с особыми потребностями в Запорожском регионе (г. Запорожье).
В рамках выступления на образовательной ярмарке «Обучение в США» (г. Киев) наши сотрудники поделились информацией об использовании опыта стажировки в США при работе Центра «Флоренс» как базы практики для студентов вузов и колледжей. Слушатели проявили высокий уровень заинтересованности к такому опыту, особенно магистры и преподаватели украинских вузов.
Сотрудники Центра «Флоренс» выступали на Интернет-семинаре Глуховского национального университета по вопросам инновационных технологий при работе со школьными учителями. Участникам конференции была предложена игровая форма работы для закрепления знаний – викторина. Наши сотрудники поделились впечатлениями о данном методе работы в школе и отметили, что учителя с удовольствием принимали участие в викторине по вопросам полового воспитания. Однако ряд вопросов вызвал смех, а на ряд вопросов не смогли ответить.
Все сотрудники Центра с удовольствием прослушали лекцию об истории меннонитов в России и Украине на примере семьи давнего партнера Центра «Флоренс» Бориса Давыдовича Леткемана, директора Меннонитского семейного дома. Рассказ настолько потряс присутствующих глубиной драматических событий, что некоторые плакали.
Центр «Флоренс» совместно с Запорожским классическим приватным университетом принял участие в организации и проведении международной конференции «Европейские перспективы смысла жизни». В качестве выступающих были приглашены ученые из США, Германии, Румынии и Украины. Директор ЗООО «Флоренс», Людмила Романенкова, предоставила доклад на тему: «Смысл жизни – что он означает в сложных условиях Украины?»
Всего на конференции присутствовало около 100 человек. Основные тезы конференции были представлены в средствах массовой информации города.
Программа «Кенгуру»
Программа «Кенгуру» занимается ранней социальной реабилитацией детей с особыми потребностями от 0 до 7 лет. Для родителей детей до 2 лет предоставляется консультационно-диагностическая помощь. За год было проведено 4 таких консультации. Дети с 2 лет посещают группу дневного пребывания. За 2017 - 2018 год группу посещало 18 детей.
В этом году благодаря помощи других организаций нам удалось приобрести методические и развивающие материалы: кубики Зайцева, надувной бассейн, деревянный и блоковый конструкторы, тренажер Гросса, музыкальные инструменты. Все это значительно улучшает деятельность нашей программы, делает занятия более интересными и предметными.
Ежедневные занятия в творческой мастерской помогают детям развивать творческие способности, мелкую моторику, тренировать усидчивость. Благодаря педагогу Алле, дети совершают познавательные путешествия. Это и подводный мир с забавными разрезными осьминогами, и сказочные дома с вылепленной из пластилина мебелью, и дремучий лес с косолапыми мишками и насекомыми из природного материала. Особенно яркими и необычными были занятия, где дети выращивали животных из капсулы в воде и мастерили поделки из природных материалов.
Педагоги программы всячески прививают детям бережное отношение к природе. Ранней весной малыши высаживали семена в землю и выращивали свеклу, тыкву, фасоль. Вместе со студентами озеленяли нашу детскую площадку. Теперь дети ежедневно на прогулке не забывают поливать свои любимые цветы. С наступлением холодов повесили кормушку для птиц и всю зиму дети кормили их семечками и хлебными крошками.
Благодаря физреабилитологу Дмитрию, дети очень любят спорт. Дни спорта, катания на велосипедах, спортивные состязания, активные игры, ЛФК, бассейн - все это помогает развивать и укреплять физическое здоровье детей, учит детей работать в команде и взаимодействовать друг с другом. Особенно детям очень нравится раскладывать по цветам геометрические фигуры, переступая, проползая и обходя препятствия. Очень весело проходят путешествия на «поезде» со станциями «топотушкина», «хлопушкина», «попрыгушкина», где дети выполняют физические упражнения. Каждое утро начинается с музыкальной зарядки, которая проводится не только в группе, но и на детской площадке, в парке. Занятия на тренажере Гросса помогают тренировать вестибулярный аппарат, развивают координацию движений детей. Такие полеты приходятся по душе нашим малышам!
Очень плодотворными стали занятия с музыкальным терапевтом (40 занятий). Каждое занятие ставит перед малышами новые задачи: они учатся танцевать в парах, поют простые слоги, выстукивают ритм песенки, «превращаются» в животных и имитируют их движения, дирижируют перед оркестром музыкантов. В конце каждого урока дети слушают классическую инструментальную музыку, что помогает им успокоиться и сосредоточиться.
В этом году в нашей программе появились новые виды деятельности. Это канистерапия - терапия детей посредством общения с собаками. За год было проведено 6 занятий, и это уже дало положительные результаты для многих малышей. Теперь у нас есть новый друг – собачка Хиллари, с которой дети с удовольствием играют, дрессируют ее, рассказывают истории, выполняют развивающие задания. Для некоторых детей погладить собачку стало тяжелым испытанием, но спустя несколько занятий ребята уже стали расчесывать, кормить с ладошки, показывать части тела собачки и даже обнимать эту лохматую подружку.
Еще одно новшество – сюжетно-ролевая игра «кинотеатр». Дети проходят все процедуры похода в кино: покупают билеты за «деньги», находят по номеру билета свое место. За этот год дети просмотрели 10 мультфильмов, благодаря которым ребята учились дружить, делиться, уважать старших и многому другому.
Самым важным моментом остается социализация детей в обществе. Благодаря руководителю программы Александре, за этот год удалось совершить 17 выходов «в свет». Это экскурсии, катание на лошадях, зоомагазин, торговый центр, театр, библиотека и другие общественные места. Очень сложным остается подбор соответствующих волонтеров для подобных поездок. Мы благодарим всех студентов и волонтеров из Красного Креста, которые помогали нам на таких мероприятиях.
Запоминающимся стал поход в развлекательный центр «Fly Park», во время празднования 10-летия программы «Кенгуру». Вместе с родителями, сотрудниками и немецкими коллегами дети провели незабываемое время в чудесном детском мире. Очень порадовало, что родители проявили инициативу в общении со своими детьми, хотя это общение иногда бывает очень сложным для них. Дети и родители смогли наладить тот эмоциональный контакт, который у некоторых семей отсутствует.
Посещение концерта в музыкальной школе показало, на сколько важным является тренировать усидчивость у наших малышей. Многие дети с гордостью справились с этой нелегкой задачей.
И, конечно же, ежегодный интегративный концерт «Світ великих сердець». Главным достижением стал выход на сцену ребенка, которого запрещали фотографировать и снимать видео с его участием. Слова мамы: «Нам еще не поздно? Мы хотим попробовать выступить» нас очень порадовали. Какой счастливой была эта девочка на большой сцене! Она чувствовала себя настоящей звездой! Это, наверное, и есть та цель, к которой мы стремимся – дарить нашим малышам незабываемые моменты радости и восторга, которые они, безусловно, заслуживают!
Родители очень радуются, когда дети с удовольствием идут в наш Центр. Были и сложные случаи, когда ребенок тяжело адаптировался, но спустя 2 недели он радуясь бежал к любимым педагогам. Наши сотрудники очень любят детей и дарят им заботу и тепло. Не зря дети называют их «папами» и «мамами».
Наш незаменимый помощник, няня Ирина, не только учит малышей элементам самообслуживания, потешкам, но и благодаря ей самые сложные дети во время поездок, ведут себя намного спокойнее.
Многие дети в этом году пережили свой первый важный жизненный опыт:
- А. впервые выступила на сцене перед зрителями и ее родители дали разрешение на фото- и видеосъемку;
- М. впервые посетил большой торговый центр;
- Н. впервые переборол свой страх и прокатился на лошади;
- К. впервые совершила пешую прогулку по парку;
- А. сказал первое слово «спасибо».
Все это и еще много других важных изменений в жизни наших воспитанников происходят постоянно.
«Я успокоилась, и очень рада, что ребенок с удовольствием бежит к вам в Центр…»
«Я не хочу идти домой, мне здесь весело».
«Ребенок у вас, как на работе - занимается, выполняет все режимные моменты, а дома ничего сделать не можем. Как вам это удается?»
А также…
Работа с иностранными специалистами
В этом году Центр «Флоренс» посетили сразу несколько гостей из Канады. Это были наши коллеги из Mennonite Benevolent Society (Виннипег, Канада). Сотрудники Центра провели презентацию программ и проектов. Коллегам очень понравились яркие видео и веселые фотографии. Но самое большое впечатление на гостей произвел проект «Я – красивая!»
Welcome to Ukraine
Также Центр «Флоренс» принимал гостью из Канады Адель Вагнер. Адель приехала в Украину для того, чтобы посетить место своего рождения (с. Новосоленое, Новониколаевского района). Также она ознакомилась с достопримечательностями Запорожья и побывала на острове Хортица. После визита наша канадская гостья Адель Вагнер сказала:
"Мне очень понравился мой визит в Запорожье и, в первую очередь, это благодаря хорошему планированию. Я так рада была встретить всех вас и как вы сказали, вы теперь моя украинская семья!"
Программа «Волонтер»
Мы очень рады, что в этом году наши идеи поддержали более 40 человек, которые старались помогать во всем: гулять на детской площадке с малышами программы «Кенгуру», сопровождать их во время поездок и экскурсий и участвовать в групповых и индивидуальных занятиях, разрабатывать методические материалы для занятий, организовывать игротеку на концерте и т.д.
В этом году нашими волонтерами были студенты Запорожского национального университета, Экономико-правового колледжа ЗНУ, Запорожского национального технического университета, а также волонтеры Красного креста. Мы всем им очень благодарны за ту помощь, которую они нам оказывали. Наши двери всегда открыты новым людям и идеям!
|